Иногда лучше молчать, чем говорить (с)

Мы часто придумываем отговорки, но не всегда оригинальны в их создании. На практике существует дежурный набор фраз, сразу приходящих в голову, когда нужно солгать или «слегка» исказить действительность. Оказывается, что рекрутеры и менеджеры по персоналу давно уже их выучили. Какие фразы и реплики из уст кандидата почти наверняка будут восприняты как пустая отговорка и испортят вашу репутацию?

В дороге

Итак, кандидат не приезжает или опаздывает на интервью. Что ожидает услышать рекрутер и что он сочтёт обманом?

Если не приехал вовсе, то почти наверняка «попал в аварию». Эту фразу отговоркой назвали практически все опрошенные эйчары. «Недавно у нас был случай, когда на позицию мерчендайзера на встречу с компанией не приехали сразу трое кандидатов, и все они «попали в аварию»! Было бы смешно, если бы не было так грустно», – вспоминает Мария Михайлова, руководитель направления экспресс-рекрутмента компании AVANTA Personnel. В том же стиле фраза «сломалась машина» - «Вот прямо к Вам сейчас ехал, и машина сломалась на перекрестке» - такую привычную отговорку вспомнила директор ООО «Ракурс» Александра Безруких: «Причем у немного забывчивых кандидатов машина на перекрестке может ломаться по два и три раза на неделе при попытке доехать на собеседование в одно место?».

У вас реально сломалась машина? Попали в аварию? Ну выдумайте что-нибудь оригинальнее. Это ложь во благо.

Человек и компания

Ольга Шистерова, руководитель отдела рекрутинга Кадрового Центра «Метрополис» вспоминает, что в последние два-три года кандидаты все чаще на вопрос рекрутера «Назовите ваши основные задачи на последнем месте работы» предлагают «не тратить время на мелочи, предлагая выслать должностную инструкцию по почте» или предлагают «заполнить обязанности рекрутеру, так как сам не помнят». «На вопрос о профиле компании и структуре отдела отвечают что-то в стиле «Это коммерческая тайна» или «Я бы не хотел распространяться на эту тему, так как я там ещё работаю», – добавляет Ольга Шистерова.

Сходны по частоте повторения «напрягающие» рекрутеров типовые ответы на вопросы про то, почему человек хочет работать именно в этой компании. «Два наиболее популярных шаблона, вызывающих подозрение – это «Хочу попробовать» и «Хочу общаться с людьми», - вспоминает Александра Степанишина, руководитель Екатеринбургского отделения компании Kelly Services CIS.

Почему такие фразы напрягают рекрутеров? Просто потому, что за ними часто скрываются незнание. Не злоупотребляйте ими, иначе вас сочтут непрофессионалом.

Возможности и планы

Одна из наиболее «замыленых» фраз – это типовой ответ на вопрос о том, чего бы хотелось получить от работы. Елена Пономарёва, директор по персоналу ООО «Русь(Екб)», ООО «М Три», приводит набивший оскомину ответ – «хочется самореализации, карьерного роста, зарплаты от 30 000 руб.» и т.п. «Но когда задаешь вопрос «Что вы можете предложить за все это?», - продолжает Елена Пономарёва. - Кандидат либо теряется, либо отвечает вопросом на вопрос. К примеру, спрашивает «а у вас есть обучение?».

Другое «больное место» - стремление кандидатов убедить рекрутера, что они знают английский, несмотря на провал собеседования на иностранном языке. Если пообщаться на «инглиш» с кадровиком вы не смогли, к сожалению, никаким вашим объяснениям не поверят. Сочтут отговорками.

«У нас был случай – кандидат написал в своем резюме, что у него «разговорный» английский. Мы полагаем, что это означает хороший уровень, и приглашаем его на интервью, – рассказывает Мария Михайлова. - Во время собеседования уточняем, насколько хорошо человек владеет английским. Кандидат вполне уверенно отвечает, что он знает английский. Спрашиваем, сможет ли он пройти интервью на английском. Ответ: «Да, смогу». Если же после этого сразу же предложить перейти на английский и продолжить общение, 9 из 10 кандидатов краснеют, теряются. Оказывается, что английский у них очень плохой, либо они не знают его совсем. Но при этом продолжают уверять, что знают английский, просто мы «застали их врасплох».

Ну и еще один топовый вариант – история про «совершенно не планируемого ребенка». «Когда задаешь вопрос кандидатке: «А как обстоят дела с детьми, какие у Вас планы на сей счет?», Получаешь стандартный ответ: «Ближайшие года два-три ни о каких детях и речи быть не может». Через полгода после этого молодая сотрудница уходит в декрет», - сокрушается распространенности подобной фразы Наталья Дорофеева, начальник службы персонала Уральского отделения компании «Спортмастер».

Увольнение

Отличная тема для разговора – почему вы ушли с предыдущего места (эту тему мы подробно обсуждали в статье "Смена работы: допустимая частота" - прим. авт.). Но ответы кандидатов стали такими типовыми, что многие кадровики напрямую этого уже не спрашивают. «Вопрос «Почему ушли с последнего места работы» я в своей практике почти не использую, - сообщает Елена Пономарева. – На него сложно получить достоверный ответ. Обычные шаблоны – «смена собственников компании», «изменение системы мотивации», «взаимоотношения с руководством».

К этому списку Александра Степанишина добавляет менее «продуманные», но также распространенные ответы в стиле «Это не моё» или «Нет карьерного роста». Последняя фраза, особенно из уст молодых специалистов после менее чем полугода работы в организации, воспринимается некоторыми эйчарами как моветон.

Скажите иначе

Использование штампов не всегда является попыткой кого-то обмануть. Просто кандидат дает ответ на заданный вопрос в наиболее простой и внятной, с его точки зрения, форме. Что поделаешь, если число таких «форм» весьма ограничено.

Чтобы немного исправить ситуацию некоторые рекрутеры «копают глубже» и стремятся помочь кандидату сформулировать наиболее точные и нешаблонные ответ на самые важные вопросы собеседования с будущим работодателем.

«Иногда приходится вместе с соискателем формулировать «более красивую» причину того же увольнения (в рамках реальной действительности, конечно), - рассказывает Елена Булатова, директор по развитию рекрутинговой компании «Эксперт». - К примеру, соискатель на вопрос о причине увольнения отвечает, что оно произошло по соглашению сторон, а по сути, человек был уволен. Начинаем разбираться, что произошло в действительности. Оказывается, что сменился руководитель компании, и началась «добровольно-принудительная» смена всех линейных менеджеров. Поэтому здесь вполне уместной будет формулировка причины «смена руководителя с последующей сменой команды».

По-моему, описанное выше «превращение» одной формулировки в другую (более внятную) выглядит не так уж сложно. Неужели мы с вами не можем проделать что-то подобное без чужой помощи?

13 октября 15:29
Андрей Попов