Выбор цвета автомобиля

Первые автомобили Ford все как один были черными, а Renault 4CV, поставившие на колеса послевоенную Францию, выходили из цехов исключительно желтыми, словно цыплята. И Форд, и французы пошли на это не от хорошей жизни: американцы отлаживали конвейерную сборку, и единственной быстросохнущей краской в те годы был черный японский лак, а французы в условиях послевоенной разрухи вынуждены были пользоваться тем, что досталось им в наследство от африканского корпуса Роммеля.

Сегодня этих проблем нет и, казалось бы, количество цветов, которые могут быть использованы для покраски автомобилей, ничем не ограничено. Однако почему-то именно сегодня цветовая палитра выпускаемых автомобилей стала беднее, чем 5–10 лет назад.

По мнению многих экспертов, самым «малоцветным» стал 2000 год, впрочем, и последующие четыре не внесли особого разнообразия. Нынешний потребитель останавливает свой выбор в основном на серебристых и серых автомобилях. Причем, невзирая на марку и модель, более половины современных новых автомобилей окрашены в серебристый «металлик», черный или темно-синий цвета. А если добавить сюда еще и белый, темно-красный и темно-зеленый, то остальными цветовыми оттенками в общей доле автомобилей можно и вовсе пренебречь. В чем причина такой ограниченности цветов современного автомобиля? Почему далеко не всегда удается выбрать цвет по своему вкусу? Откуда берутся модные и немодные, престижные и непрестижные цвета?
Мода на серость

В конце своего мирового турне, два года назад, Пол Маккартни преподнес в подарок двухмиллионному посетителю своих концертов (это оказалась 19-летняя студентка Лаура Эндрю) автомобиль Volkswagen Beetle Cabrio ярко оранжевого цвета. Свой выбор он обосновал тем, что в шестидесятые годы ХХ века это был очень модный цвет — буквально настоящий хит.

Конечно, Beetle от экс-«битла» в Ливерпуле — это что-то неординарное, но посмотрите, насколько изменились вкусы! Сегодня подобные цвета в палитре автомобильной окраски составляют менее одного процента.

Голубые оттенки, столь популярные в 1970-х, сегодня не привлекают покупателей, не говоря уже о бежевом бестселлере тех лет, который забыт настолько, что воспоминания о нем вызывают лишь удивление. Бледно-желтый цвет кабриолетов и купе 80-х годов прошлого столетия давно вышел из моды. И даже крайне популярный еще совсем недавно (в начале 1990-х) темно-зеленый окончательно утратил свои позиции на сегодняшним рынке.

Лидирует в списке самых популярных цветов автомобилей во всем мире уже несколько лет подряд серебристый «металлик». Причем если еще совсем недавно цветовые предпочтения как-то различались географически (так, например, в Европе отдавали предпочтение голубым и синим оттенкам, а на американском континенте самыми популярными цветами считались различные оттенки зеленого), то теперь «блестящая серость» доминирует буквально везде.

Согласно данным PPG Industries (ведущая компания в области производства автомобильных красок), доля серебристых или серых автомобилей в мире составляет уже 30 % и, вопреки заявлениям о том, что популярность серебристого цвета пошла на убыль, тенденций к снижению не имеет. Например, если в Америке в 2002 году доля серебристых цветов составляла 22 %, то к 2004 году эта цифра увеличилась до 27 %. Причем нейтральный серебристый цвет практически вытеснил с американского рынка такие натуральные цвета, как бежевый, желтый, светлые оттенки коричневого и оранжевого.

Традиционного лидера — белый цвет — серебристый «металлик» обогнал почти в два раза. Причем если учесть, что в светлые цвета (в том числе и в белый) в Америке окрашивали обычно минивэны, пикапы и внедорожники, то теперь доля серых оттенков и в обычных «легковушках» значительно возрастает. В 2003–2004 годах в США белый и красный цвета автомобилей не превышали 15 %, сейчас их доли продолжают снижаться. Интересно отметить, что с повышением популярности серых цветов выросла и доля черного цвета (видимо, единственной на сегодняшней день радикальной альтернативы серому). В США популярность черного выросла с 10 % в 2002 году до 15 % в 2004-м. Вслед за перечисленными идут яркие натуральные цвета (количество когда-то популярных в Америке зеленых и синих автомобилей сегодня составляет по 6–8 %). Доля же всех остальных цветов не превышает 3–4 %.

Что касается мировых тенденций, то они не очень отличаются от американских: на втором месте после серебристого стоит белый цвет — около 20% (причем в белый автомобили окрашивают по необходимости в странах с жарким климатом); доля черного и синего цвета составили в 2003–2004 годах по 11–13 %; красного — 10 %; зеленого — около 7 %. Доля остальных цветов, как и в США, не превышает 3–4 %.

В Европе даже возник некоторый перевес в сторону серого цвета относительно мировых тенденций: примерно 40 % европейцев предпочитают машины серого и серебристого цветов. На втором месте стоит черный цвет, а далее следует синий. А вот белый цвет, напротив, у европейцев совершенно не пользуется популярностью. Красный и зеленый тоже переживают не лучшие времена. Зеленый, хотя и чуть более популярен, чем красный, но тоже находится где-то на задворках предпочтений покупателей (4–5 %).

Очевидно, что такой перекос не мог не вызвать обратной реакции (если автомобиль уже трудно распознать на парковке среди таких же серых собратьев, то невольно задумаешься о смене цвета в будущем), и популярность серебристого цвета в Европе немного пошла на убыль. Более популярными, чем раньше (в 2003–2004 годах,) стали золотистые оттенки, а также голубой и красный «металлик».

Однако, по прогнозам аналитиков, вплоть до 2007–2008 модельных годов серебристые цвета, дополненные синькой и золотом, а также другими блестящими оттенками, будут сохранять свою популярность.
Под давлением прагматизма

Почему же серебристый цвет стал столь популярным во всем мире? Объяснения типа «любому автомобилю серый цвет придает оттенок изысканности» или «добавляет обводам кузова строгости и солидности» во внимание принимать не стоит.

А между тем, ситуация на рынке резко изменилась сразу после того как компания DuPont (крупнейший производитель красителей) получила патент на производство серебристой автомобильной краски. Этот цвет сразу завоевал сердца автолюбителей всерьез и надолго.

Может, цветовые пристрастия пролоббированы этим производителем? А какая ему разница, какой краситель производить? Тогда уж виноваты скорее автопроизводители, которым выгодно делать как можно меньше базовых цветов, а для остальных оттенков назначать доплату. Естественно, серый цвет наиболее выгоден в качестве базового, так как на нем меньше заметны огрехи покраски, а также сколы и мелкие царапины, полученные во время транспортировки автомобиля дилерам.

Да и сами покупатели не прочь приобрести автомобиль, на котором будут менее заметны пыль, сколы и царапины, неизбежно получаемые при эксплуатации. Так что серый автомобиль и выглядит опрятнее, и более привлекателен при последующей продаже.

Таким образом, наши цветовые пристрастия возникают не на пустом месте. И напрасно многие думают, что внешний вид автомобиля больше интересует женщин, нежели мужчин. Например, опросы покупателей автомобилей в Англии опровергли сложившееся мнение, что мужчины при покупке автомобиля в основном обращают внимание на мощность двигателя и динамические характеристики, в то время как женщинам наиболее важен цвет авто. Как сообщается в отчете сайта pricerunner.com, около 60 % опрошенных мужчин заявили, что для них наиболее важен цвет автомобиля, тогда как среди женщин такой же ответ дали всего 35 %. Автомобильные знания у людей нового века отошли на второй план, и тенденция выбора автомобилей по цвету, особенно в крупных городах и мегаполисах, сегодня проявляется очень отчетливо.

Почему серое раньше не было столь популярным, тоже понятно: дело в том, что «мышиные» цвета обычных покрытий не выглядели столь привлекательно до применения металлизированных эмалей. Именно «металлики» придали автомобилям те элегантность и стиль, которых прежде недоставало. Причем то, что такой окрас начал применятся на дорогих и престижных автомобилях, сыграло свою решающую роль — он стал своего рода эталоном «солидности».

К тому же при прочих равных условиях металлизированная эмаль намного лучше защищает кузов. За счет дополнительного слоя лака покрытие получается толще, и даже небольшие царапинки обычно не повреждают саму эмаль. Поэтому легкие повреждения часто удается зашлифовать и отполировать без покраски.

Другая сторона вопроса — долговечность самого лакокрасочного покрытия. И здесь преимущество на стороне светлых цветов. Автомобильная эмаль разрушается под действием влаги, соли, грязи, но главный деструктивный фактор — это все-таки солнце, точнее, температура, до которой его лучи нагревают слой краски. Если от влаги и соли можно хоть как-то защищаться например, периодически обрабатывая кузов каким-либо полиролем из арсенала автомобильной косметики (может быть не все знают, но полироли предназначены не столько для создания солнечных бликов на кузове, сколько для защиты и консервации поверхностей), то против солнца автохимия бессильна. Поэтому при выборе цвета автомобиля дальновидные покупатели берут в расчет и погодные условия эксплуатации, ведь именно от них в значительной степени зависит сохранность лакокрасочного покрытия, а это не только внешний вид, но и антикоррозийная стойкость. При этом важна не только температура воздуха, но и интенсивность солнечного излучения в различных регионах: на Крайнем Севере, к примеру, всплески ультрафиолета могут быть почти такие же, как в средней полосе России.

Степень нагрева покрытия напрямую зависит от его цвета. Так, например, в Средней Азии еще в эпоху застоя белая «Волга» была престижнее черной, так как крыша, раскаленная до +90°С, быстро организовывала переоценку не только моральных, но и финансовых ценностей.

Таким образом, независимо от моды, белый цвет при прочих равных условиях сохраняет лакокрасочное покрытие вашего автомобиля дольше других. Так, например, если в средней полосе России летом, когда температура в тени составляет, скажем, +25°С, оставить черный автомобиль под прямыми солнечными лучами, то его поверхность быстро нагреется до +70°С. Поставьте рядом белый автомобиль, и температура поверхности его кузова вряд ли превысит +50°С. Между тем установлено, что при нагреве лакокрасочного покрытия свыше +35°С, каждое последующее повышение температуры на 10°С ускоряет процессы старения и разрушения покрытия в два раза.

Причем не только лакокрасочное покрытие белого автомобиля пострадает меньше, но и внутри не будет слишком жарко — воздух в салоне светлого автомобиля нагревается на 4–5°С меньше, чем в машине темного цвета.

Что касается черного цвета, то он, в свою очередь, сдает позиции темно-серым «металликам». Они и греются меньше, и кузов защищают лучше, и выглядят не менее привлекательно, чем классический черный. Впрочем, к черному цвету всегда было противоречивое отношение — кто-то искал любой цвет, кроме черного, а кто-то, напротив, предпочитал только его даже для небольших автомобилей. Но если подходить к вопросу выбора цвета автомобиля более прагматично, то разумнее все-таки предпочесть какой-нибудь светлый тон.
Цвет и безопасность

Как известно, светлые автомобили хорошо заметны на дороге, а значит, и более безопасны. Однако сведения о том, какой цвет наиболее приметен для окружающих, крайне противоречивы. Так, например, утверждается, что водители быстрее всего реагируют на классический белый цвет, однако в таких погодных условиях, как туман или дождь, а тем более на фоне снега — темные автомобили видны значительно лучше. Наверное, наиболее универсальны с точки зрения безопасности оттенки желтого, оранжевого и красного, которые одинаково хорошо различаются в любых условиях. Ведь не случайно для окраски автомобилей специального назначения используются именно эти тона. Желтый цвет, по мнению психологов, активизирует деятельность мозга и дольше остается в памяти. А вот красный на самом деле является наиболее противоречивым. В Великобритании, например, по данным страховщиков, он признан относительно безопасным, даже притом что обладатели таких автомобилей, как правило, любят очень быстро ездить. Самые «рисковые» цвета автомобилей там следующие: коричневый — 22,6 %, розовый — 21,3 %, черный — 20,9 %, желтый — 20,8 %, лиловый — 20,3 %.

Исследователи из Insurers Churchill, проанализировав около 130 тысяч аварий, обнаружили, что чаще всего в них участвовали водители черных автомобилей. Правда, проблема, по их мнению, заключается не в самой машине, а в темпераменте водителя. По мнению специалистов, чаще всего черный цвет выбирают люди с повышенной агрессивностью.

Но все же чаще признаются наиболее опасными модные серебристые и серые оттенки, что, впрочем, объяснить гораздо легче: серый цвет в пасмурный день и в сумерки буквально сливается с асфальтом.

Работники автомастерских, в свою очередь, отмечают, что чаще всего в ремонт попадают серебристо-серые машины и, как ни странно, красные. Впрочем, тот факт, что яркие автомобили чаще попадают в аварии, лежит уже больше в области психологии водителей, которые выбирают такие цвета. Человек, выбравший яркую машину, скорее всего, стремится выделиться из толпы, а значит, склонен пренебрегать правилами.

Кроме того, ярко-красная машина слишком хорошо заметна и невольно притягивает к себе внимание как участников движения, так и сервисменов, когда она к ним попадает. Превышение скорости, обгоны и лихие перестроения красного авто более заметны, чем аналогичные действия менее приметного автомобиля.

Утверждается также, что раз обладатели красных автомобилей считаются лихачами, то этот цвет должен пробуждать сильный охотничий инстинкт и у сотрудников автоинспекции, однако статистики по этому поводу не имеется, а личный опыт данного факта не подтверждает. Кстати, если уж на то пошло, наиболее заметными на дороге при любых погодных условиях должны быть ярко-зеленые автомобили из-за особенностей человеческого зрения. Однако спрос на этот оттенок очень низкий.

Помимо объективных воздействий различных цветов на человека, есть еще и субъективные: одни цвета вызывают у нас уныние, другие, напротив, веселят… Поэтому, прежде чем выбирать себе автомобиль, подумайте, какая реакция будет возникать у вас и у окружающих на его цвет.
Заметки на полях

Набор цветов, в которые красят на заводе конкретную модель, всегда ограничен. Поэтому хорошие дизайнеры должны иметь особое чутье на то, какие цветовые тенденции в автомобильном бизнесе присутствуют в тот или иной момент.

Естественно, что в наш век повальной компьютеризации и стандартизации на дорогах будут преобладать автомобили спокойных классических тонов. Скорее всего, именно серые цвета и оттенки будут доминировать и далее.

Однако некоторые дизайнеры, обеспокоенные нынешним наступлением «серости», возлагают особые надежды на появление так называемых красок-«хамелеонов», которые будут менять оттенки в зависимости от освещения и угла зрения. Появление подобных красителей стало возможным благодаря новым пигментам на основе кристаллов окиси алюминия — именно они заставляют автомобиль искриться и переливаться красками, подобно голографическому изображению.

Однако технология производства таких покрытий пока довольно сложная и дорогая — ведь необходимо обеспечить вакуумное напыление на частички подложки пяти сверхтонких слоев. Чуть дешевле трехслойное покрытие на основе окиси кремния. Автомобиль такого «цвета» по мере приближения будет превращаться из голубого в зеленый, а затем и в красный.

В настоящее время широкого распространения промышленное окрашивание по этим технологиям еще не получило, но производство красок-«хамелеонов» уже налажено. Пока такие красители довольно дороги (литр краски обходится в 600–1000 долларов), но многие автопроизводители уже пробуют новые цвета и оригинальные цветовые решения на своих концептах, и появление серийно окрашенных «хамелеонов» уже не за горами.

Автор: Олег Татарников