Основные причины нарушений осанки у детей

У детей младших возрастных групп, а именно младшего школьного возраста продолжается окостенение скелета и постепенное укрепление мышечной массы и связочного аппарата. В этот период опорно-двигательная система ребенка интенсивно приспосабливается к различным нагрузкам, новым условиям. Дети учатся правильно держать карандаши, ручку, долго сидеть за партой в школе или за письменным столом дома. Привычки ребенка накладывают отпечаток на форму позвоночника, формируют осанку. Образ жизни ребенка играет не последнюю роль. У детей гораздо легче возникают искривления позвоночника различной степени тяжести. А тяжесть таких заболеваний особенно выражено проявляется у школьников младших классов и у подростков, причем у девочек чаще, чем у мальчиков. Мальчики отличаются большей подвижностью, что и объясняет сохранение правильной осанки и устранение искривлений, если конечно они возникают.

Осанка — это привычная нам поза при сидении, стоянии, ходьбе. Осанку можно назвать правильной, если все изгибы позвоночного столба равномерно и в меру выражены, голова расположена прямо, плечи, лопатки и гребни подвздошных костей находятся на одной линии. В процессе роста, физического развития и воспитания у подростков формируется не только осанка, но и навыки удерживать правильную позу. Собранность и подтянутость- это залог хорошей осанки ребенка в будущем. Привычка правильно держать осанку важна не только с эстетической стороны. Неправильная осанка оказывает отрицательное влияние на здоровье детей: у него происходит нарушение кровообращения, дыхания, страдает пищеварение. Ведь сутулая спина, запавшая грудь препятствуют нормальному функционированию легких. Снижается их жизненная емкость. Гипоксия вызывает нарушения окислительно-восстановительных процессов, что в свою очередь, снижает сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Сколиоз - самое грозное нарушение осанки. Он происходит не только из-за деформации скелета, но и в результате нарушения правильности развития мышц. При сколиозе происходит смещение внутренних органов, а именно сердца, легких, печени.

Вялая осанка, плоская спина, сутулая спина - чаще всего встречаемые нарушения позвоночника.

Вялая осанка характеризуется резко выраженными шейными и грудными изгибами позвоночника. Голова у детей в большинстве случаев опущена, плечи сдвинуты кпереди. Грудная клетка запавшая, лопатки отстают от спины, , ноги в коленных суставах слегка согнуты.

Плоская спина - уменьшение всех изгибов позвоночника. Плечи опущены книзу и слегка выдаются вперед.

При сутулой спине особенно сильно выдается грудной изгиб позвоночного столба. Плечи сильно свисают кпереди, уменьшается поясничный изгиб, сильно выпячивается живот.

Все это связано со слабостью мышц и связок, нарушением консолидации мышц, удерживающих позвоночный столб в правильном положении. Дети школьного возраста с подобными нарушениями осанки быстро устают. Они беспокойны на уроках, у них раннее чем у остальных возникает потребность изменить положение туловища.

Причинами возникновения дефектов осанки, сколиозов является слабое развитие или недоразвитие мускулатуры; ассиметричность развития мышц, удерживающих позвоночный столб в правильном положении; последствия некоторых болезней, таких как рахит, при котором часто происходит нарушение формы грудной клетки; неправильный режим ребенка; не соответствующая росту мебель; плохая освещенность рабочего стола(неправильная поза); неудобная одежда (сдавливающие грудную клетку лифчики, тугие или слабые пояса).

Дети с дефектами осанки, находятся под постоянным особым наблюдением. Необходим постоянный контроль за правильностью их позы во время занятий в школе и дома. Их следует сажать за парты среднего ряда, они должны носить учебные принадлежности не в портфелях, а в ранцах. На уроках физической культуры с такими детьми проводят корригирующую гимнастику.

Корригирующие гимнастические упражнения — это система физических упражнений, направленная на укрепление заданных групп мышц и способствующая их правильному развитию. Методика проведения корригирующих упражнений должна соответствовать возрастным особенностям и изменениям детского возраста. Для каждого ребёнка, имеющего сколиоз позвоночника лечение проводится индивидуально, учитываются все особенности развития ребенка. Корригирующие гимнастические упражнения включают упражнения для укрепления мышц, для улучшения координации движений, для исправления дефектов осанки, для закрепления правильной осанки школьного возраста продолжается процесс окостенения скелета.

Материал предоставлен сайтом www.solomed.ru